about
news
clan
members
history
wars
gallery
humor
board
tf maps
files
links
empty
q-zar
© 1998-2016 SD.

24.08.2016
TeamFortress — 20 лет!

     24 августа 1996 года была выпущена самая первая версия TeamFortress под Quake. В ней было всего пять классов (скаут, снайпер, солдат, демоман и медик) и не было никаких дополнительных моделей, скинов или карт. Единственным новым файлом, кроме исходников самого кода, был звук выстрела снайпера — sniper.wav. Сомневаюсь, что хоть кто-нибудь здесь играл непосредственно в версию 1.0, но именно с нее всё и началось.

     Примечательно, что ранние планы разработчиков, относительно дальнейшего развития игры, несколько отличались от сделанного ими позже. Вот дословная цитата из readme:

     What are we working on now?
     More classes :) Technician, Observer/Referee,
     More items - Personal Teleporter devices, Deployable autocannons (like Aliens :)
     - JumpJets, Personal Shields Generators, Rebounding Shield
     - Armor protecting against specific weapons
     More weapons - BioDiseases,
     More grenades - Shock gren.(get out of the water!), Teleport Grenades
     Skins for each class
     Mdls for all weapons and grenades
     And some maps built specifically for this code.

     Кроме вполне очевидных вещей, здесь указаны и некоторые весьма специфические задумки. Многие из которых вообще не были реализованы, а от других (телепорты) быстро отказались. Наверно, это и к лучшему. Однако, за первый год своего развития, игра вполне могла бы стать совсем не такой, какой мы привыкли ее видеть... Как бы то ни было, поздравляем всех с ее юбилеем!

     Кстати, в этот же самый день, но на много лет раньше, на свет появился наш соклановец — Angel (aka [Angel's Death]), ставший автором мода TF2003. Так что отдельные поздравления сегодня адресуются и ему.

[sd] hunter

 

23.08.2016
Клад-клад-клад!

     Напомнили тут о существовании такого замечательного ресурса как archive.org. Занимается он тем, что время от времени, в буквальном смысле, копирует в себя весь интернет. Так что сейчас в его архивах можно найти многие странички, почившие еще лет 15 назад. Правда, поисковики всё это богатство не находят и нужно вбивать искомые адреса непосредственно на сайте. Так вот, как оказалось, многие отечественные клановые странички там тоже сохранились. Какие-то почти полностью, какие-то лишь частично. Как я понял, лучше всего поддаются сбору и архивации обычные html-ки, а вот всякие cgi или страницы с фреймами зачастую теряются.... Как бы то ни было, даже с первого раза, мне удалось найти там кучу всего интересного. Так что ждите, в ближайшее время, очередной большой археологический обзор.

[sd] hunter

 

22.08.2016
TF+FB

     Создал юбилейную группу для тээферов и в Фейсбуке. В первый же день, туда набежало почти сорок человек, включая десяток друзей, приглашенных мною лично. Некоторые пришли, что называется, целыми кланами. Правда пока там представлены преимущественно москвичи, игравшие уже в середине нулевых. Надеюсь, со временем получится привлечь игроков более раннего периода и тээферские тусовки из других городов.

[sd] hunter

 

19.08.2016
Собери их всех!

     На днях оригинальному TeamFortress исполняется 20 лет. Дата круглая и весьма внушительная. Вот только, информации о самой игре в рунете практически не осталось. Давно не работают большинство тематических сайтов и клановых страничек. А вместе с ними пропали многочисленные фото-архивы, отчеты об играх и поездках на междугородние турниры. Хочется верить, что информация эта не потеряна безвозвратно, а сохранилась на компах или архивных дисках самих игроков.
     В связи с чем, создал тематическую группу vk.com/quaketf и приглашаю в нее всех, кто играл в первый TF. В независимости от того, в каком это было году, какая была версия, город или даже страна. Заходите сами и зовите ваших боевых товарищей. Ну и, конечно же, по возможности делитесь сохранившейся у вас информацией, фото и видео-материалами, да и просто воспоминаниями. Желающие поиграть также приветствуются.
     Почему именно страничка ВКонтакте? Хотя бы потому, что функционал данной социальной сети куда больше подходит для поставленной задачи, чем (весьма хлопотное) создание отдельного сайта с нуля. Здесь легко можно создавать фото-альбомы, добавлять видео или прочие тематические документы, размещать актуальные новости или вести дискуссии. Кроме того, всю размещенную информацию люди увидят максимально оперативно, а потому даже задача собрать желающих поиграть как-нибудь вечером будет вполне осуществимой.
     А как же Facebook? Знаю, что многие тээферы предпочитают именно его или вообще пользуются только им. Не удивлюсь, если пользователей оного в итоге окажется даже больше. Однако, с точки зрения плюсов и минусов требуемого функционала, заокеанский оригинал все же проигрывает отечественной копии. К тому же, информация в его сообществах вообще не доступна незарегистрированным пользователям, не говоря уже о коротком адресе или нахождении поиском. Что, в нашем случае, весьма существенный минус.
     Разумеется, аналогичная группа в FB появится в ближайшее время, а вся существенная информация будет между ними дублироваться. Ну, а пока не нужно пугаться, что там несколько пустовато. Все-таки заполнение подобного сообщества участниками и информацией — это вопрос не одного дня, недели или даже месяца. Тем более, что цель сейчас создать не просто формальную «группу бывших игроков», а действительно интересное и регулярно обновляемое сообщество. Причем, в плане последнего, я очень рассчитываю на активное участие и помощь самих игроков.

[sd] hunter

 

8.08.2016
Мои карты...

     Недавно, почти случайно, наткнулся на скриншоты, выложенные на одном из забугорных форумов. Там какой-то американец демонстрировал другим тээферам модельки оружия из пресловутого DOX'овского пака. Причем делал это на фоне хорошо знакомых пейзажей Cloudy Edge. И если для Европы это было бы в порядке вещей (все-таки на данной карте проходил один из турниров TomteFortress), то известность карты за океаном меня определенно порадовала и даже побудила провести небольшое исследование, на тему распространения моих «построек» по миру.
     Понятное дело, что тематических ресурсов сейчас осталось всего ничего, однако кое-что все же удалось найти. Например, во время проведения Quake Expo 2011 (который я тогда благополучно пропустил), в колонке посвященной картам для Mega-TF, был выложен архив из девятнадцати относительно новых карт, четыре из которых были моими: fcast, rstrong, frozen и cloudy. Жаль, что только эти, но процентное соотношение все равно приятное.
     Кстати, ведущий данную колонку игрок c ником super (он же ss), сам сделал несколько карт для TF, которые мне недавно удалось разыскать. Так вот набор текстур, на одной из них, мне показался весьма знакомым. Речь идет о карте 2ka5, вышедшей в мае 2014 года. Впрочем, в ее описании так и сказано: «Textures from Night Hunter (creator of cloudy.bsp/rstrong.bsp/etc) — These textures are amazing!». Справедливости ради надо отметить, что автором данных текстур я не являюсь и даже не помню, откуда именно их взял, но с характеристикой оных вполне согласен.
     Существует за океаном кастом-тф коммунти Attackers Go Red, про которое я уже как-то здесь рассказывал. И есть у них там официальная клиентская сборка, содержащая все необходимые для игры файлы. Так вот в AGRv4.5 (от 28.07.2014) входило 16 карт, две из которых были моими: frozen и north1. Как говорится, не худший выбор. Удивляет разве что выбор глючного frozen, а не полностью доработанного frozen1 (вышедшего всего тремя месяцами позже)... Также на самом сайте можно найти архивные упоминания о том, что в 2011 году там игрались еще: cloudy, fcast и rstrong.
     А вот в большом файловом архиве портала megateamfortress.com, содержащем ровно 750 карт (включая вариации и специфические модификации оных), обнаружилось всего пять моих bsp-шников: cloudy, cloudy1, fcast_coop, frozen_coop, rstrong_coop. Как можно заметить, первые два файла — это версии одной и той же карты, а три остальные кем-то переделаны для режима «coop». Впрочем, последнее как бы намекает, на их востребованность и популярность... На этом же сайте можно найти карты beam2r и fdoomv4r, в доработках которых я так же принял некоторое участие (пусть и руками PA3BPATHuK'а).
     В еще более внушительном (европейском?) архиве quakerepo.net, содержащем уже порядка 2000 карт для TF (обновлялся в конце 2014), была обнаружена целая россыпь моих работ: cbridge, cloudy1, cloudy, cloudy_coop, fcast, frozen1, frozen, frozen_coop, ftrial2, ftrial3, north1, north2, rstrong, rstrong_coop, tribute. Плюс ряд карт, к которым я, в той или иной мере, приложил руку: 2stag1r, beam2r, fdoomv4r, oravar, rage2r, shn2. Список этот наиболее внушительный из всех найденных, но опять же не полный. К тому же, сами архивы там сплошь неофициальные, то есть без .lit-файлов.
     Как можно заметить, карты мои известны весьма выборочно. Какие-то распространены почти повсеместно, а другие, напротив, практически не встречаются. И если отсутствие в архивах самых поздних работ 2007 года (classic, irony и totsun вообще нигде не упоминаются) в общем-то вполне закономерно (на них и у нас-то мало кто играл), то полная неизвестность таких популярных карт, как bastion и oldtown несколько озадачила... Впрочем, всему этому есть одно простое объяснение: в свое время я поленился сделать здесь общую страничку со своими картами, так что даже специально зашедший на сайт, вряд ли сможет найти информацию о них или ссылки для скачивания. Что ж, надо будет это поправить...
     P.S.: Ну и из совсем приятного, на сайте с вполне исчерпывающим названием Quake Maps (посвященному всевозможным картам для Quake), была представлена моя карта Frozen Fire. Надо будет как-нибудь написать его владельцу, может оценит и остальные :).

[sd] hunter

 

2.08.2016
Quake Expo 2016

     Очевидно, в честь юбилея Quake, в нынешнем году было решено вновь провести Quake Expo. Для тех кто не в курсе, это такая виртуальная выставка, где разработчики (как правило, из числа любителей) представляют свои проекты: клиенты, моды, карты, модели, текстуры или еще что-нибудь, в той или иной степени относящееся к Quake, Quake 2 или Quake 3. К слову сказать, предыдущая аналогичная выставка состоялась аж пять лет назад — в 2011 году.
     Нынешний Quake Expo проходил с 16 по 30 июля и у меня даже был соблазн поучаствовать в нем, со своими новыми картами для TF. Правда, прямой доступ на сайт qexpo2016.com провайдер мне почему-то перекрыл. То ли он так с экстремизмом борется, то ли просто у тамошних админов руки из задницы растут. Как бы то ни было, но зайти на указанную страничку мне удалось лишь после окончания мероприятия, да и то обходным путем.
     Впрочем, ничего интересного, напрямую связанного с TF, я там не нашел. Разве что кастом-тээферы из AGR представили какой-то унылый очень специфический ролик, сделанный еще пару лет назад... Из более интересного можно отметить новую версию FTE QuakeWorld (клиент, поддерживающий кучу игр, включая HL и Q3), новый редактор уровней JACK (как я понимаю, отечественная разработка), а так же некоторое количество всевозможных модов и сингловых карт.
     Впрочем, все желающие могут изучить сайт выставки самостоятельно. Может, чего-нибудь интересное для себя и найдете. Как-никак всё в одном месте собрано, далеко ходить не надо. Вот, например, свежее интервью с Ромеро... Кстати, сами организаторы изначально объявили, что данная выставка станет последней. Жаль если так, потому как разработчики всевозможного софта под Quake пока явно не перевелись.

[sd] hunter

 

22.07.2016
20 лет Quake. До кучи...

     В продолжение новостей, так или иначе связанных с двадцатилетием Quake... На Quake Revitalization Project выложили полный набор текстур для Mission Pack 2. Не прошло и... (сколько там сам проект существует?) лет. Впрочем, результат столь длительной работы получился вполне убедительным... А вот здесь, представили очередную новую модельку игрока. Правда, работает она, как я понимаю, только под современными движками, типа QuakeSpasm или Dark Places. Впрочем, применительно к TF, основной проблемой всегда являлось не столько реализовать техническую поддержку самой модели на клиенте, сколько нарисовать к ней потом полный комплект скинов. Вот здесь, например, можно поглядеть хорошо всем известный вступительный ролик, переснятый уже с обновленными моделями... Ну и совсем уж до кучи, статья на тему юбилея Quake, размещенная на портале газета.ru. Почувствуйте себя старыми, хе-хе.

[sd] hunter

 

15.07.2016
Overwatch. Коротрометражки

     Методика продвижения Overwatch как две капли воды напоминает то, что некогда делалось (да и до сих пор делается) разработчиками Team Fortress 2. Регулярные небольшие ролики про каждого персонажа, всевозможные комиксы... Не берусь утверждать, что именно Valve применили всё это в комплексе первыми, но в данном случае аналогии уж слишком очевидны...

     Кстати, недавно добрые люди собрали все существующие (на тот момент) официальные коротрометражки Overwatch в один 40-минутный фильм, весьма интересный просто сам по себе. Основная его часть идет в профессиональной русской озвучке, но кое-где все же придется почитать субтитры.

[sd] hunter

 

6.07.2016
Археология 3

     Данный материал изначально предназначался для предыдущего «археологического» обзора, но получился столь объемным, что я решил выложить его отдельной новостью. Речь идет о легендарной (не, ну правда весьма известный и посещаемый ресурс был, в свое время) новостной страничке ЗАВХОЗ'а, до сих пор доступной в сети и уже вскользь упомянутой мной ранее. На ней можно почитать игровые новости, начиная с осени 1997 и заканчивая январем 1999 (затем коллектив сайта переключился на коммерческий новостной проект «The Daily Telefrag»). Информации непосредственно о TF в новостях сайта практически нет, однако по ним можно вспомнить другие игры (преимущественно «стрелялки от первого лица»), в которые тогда играли или выхода которых с нетерпением ждали.
     Единственная новость о самом TF, обнаруженная на сайте, звучит так: «Стало известно что QuakeWorld client позоляет с помощью некоторых ухищрений изменять используемые сервером модели (в том числе и карты уровней). В качестве примера приводился известный патч Team Fortress, где люди замечали изменения освещенности и расположения стен. Zoid и это обещал исправить. (30.10.97)». На всякий случай, уточню: Zoid — это Dave Kirsch, автор Threewave CTF, тогда уже работавший в id над QuakeWorld, а ныне являющийся сотрудником Valve. Ну, а исправлена проблема была введением серверной проверки контрольных сумм, для всех клиентских моделей и карт, предотвращающей возможность подмены оных.
     Так же на сайте размещена нашумевшая статья Goblin'а о TF, некогда опубликованная в журнале «Навигатор игрового мира». Сам автор, в ту пору, занимался преимущественно написанием обзоров на игры, чем и был знаменит у себя в городе. Ну, а ажиотаж вокруг данной статьи был вызван огромным количество технических неточностей, которые автор перед публикацией даже не потрудился проверить (хорош был опер...). Представленный на сайте материал отличается от журнального наличием правок, которые позже внесли tSteve[Ghetto] и Ender, а еще более поздний ее вариант, размещавшийся на сайте Demos'а, содержал правки от более чем десятка игроков.
     Еще в архиве данного сайта обнаружилась страничка «Первого открытого российского чемпионата по компьютерной игре Quake», проводившегося 10-11 октября 1997 питерской компанией «Невалинк». Причем, сохранилась она весьма хорошо, с полным списком участников (включающим несколько хорошо знакомых уже по TF ников) и всеми результатами. Если не ошибаюсь, это был первый российский чемпионат по Quake подобного уровня, как по общему количеству, так и по географии приехавших на него участников. Собственно, играли там во вполне стандартный мясной детмач. Сначала, по шесть человек на сервере, затем по четыре и лишь финал игрался в формате дуэли.
     Однако, примечателен данный чемпионат вовсе не этим. На сколько я понимаю, именно на нем московские игроки впервые увидели и оценили мод TeamFortress, в который кто-то из местных играл в клубе. То ли в перерыве между официальными матчами, то ли уже ночью, после всего... И хотя в «легенде об обретении москвичами тээфа» говорилось, что произошло это еще летом, название чемпионата и совпадение по датам указывают скорее в пользу озвученной выше версии. Детали тут надо уточнять уже у непосредственных участников тех событий... Как бы то ни было, но именно после данного чемпионата, в Москве было запущено сразу несколько серверов по TF, включая хорошо известный всем Demos. Ну, а еще некоторое время спустя (буквально, через считанные дни), об игре узнали уже мы.

[sd] hunter

 

4.07.2016
Солдатики 4

     В продолжение темы фигурок персонажей из Team Fortress 2, немного рассказу о продукции фирмы 3A (Three A). Фирма эта была основана и 2008 году, а ее главный офис находится в Гонконге. Выпускает она сувенирную продукцию по играм, фильмам и комиксам, причем специализируется преимущественно на всевозможных роботах или закованных в броню персонажах.
     Не стали исключением и ее фигурки для Valve, материализовавшие апдейт Mann vs. Machine. Напомню, что это было весьма серьезное обновление, вышедшее 15 августа 2012 года и включающее в себя новые карты, модели оружия и персонажей, плюс полностью новый кооперативный режим игры, в котором команде из шести человек предстояло сражаться против орды роботов. Собственно, перед нами как раз такие роботы: хеви и пиро.

3A Blue Heavy3A Red Heavy

     Формально фигурки сделаны в масштабе 1:6, а их реальные размеры следующие: хэвики имеют высоту 12 дюймов (~30,5 см), пиро — 10.9 (~27,7 см). Каждая из фигур имеет более тридцати шарниров, позволяющих свободно и существенно изменять позу персонажа. Кроме того, они оснащены съемными (на магнитах) гранатами и патронташем. Более того, сами роботы оборудованы светящимися светодиодными глазами.

3A Blue Pyro3A Red Pyro

     Хэвик поступил в продажу в сентябре 2013, пиро — в мая 2014. Причем, обе фигурки сразу были доступны, как в красном, так и в синем окрасе. И всё бы ничего, если бы не цена. Заводской ценник на каждую из фигурок равен 220$. Впрочем, можно взять и комплект из двух разноцветных, «всего» за 400$. Не удивительно, что до российских магазинов (с их любовью к огромным наценкам) продукция фирмы вообще не доезжает.
     Кстати, кроме вышеупомянутых роботов, фирма выпустила еще хэвиковский сэндвич в масштабе 1:1 (как в целом, так и в надкусанном исполнении) и светильники в виде Ghost of Zepheniah Mann (приведение из самого первого хеллоуиновского апдейта 2009 года) в масштабе 1:6 за 80$. О заводской цене на сэндвичи я не в курсе, но известно, что первые партии оных были распроданы в онлайн-магазине Valve практически моментально.

[sd] hunter

 

30.06.2016
Археология 2

     Найти в сети какую-либо информацию о первом TF с каждым годом становится всё сложнее. Даже на многих ресурсах о TF2, его историю ведут начиная с TFC, вообще умалчивая о существовании оригинального мода. Хотя, понятное дело, что к Valve тот никакого отношения не имел. Да и кто, в те годы, вообще слышал о Valve?.. Прошлым летом, я уже делал здесь небольшой обзор найденного в сети. Увы, с тех пор и без того ограниченное количество русскоязычных страничек о TF еще более сократилось. Совсем недавно отключили Quake-сайт MIPT (и, соответственно, находившиеся на нем странички TIM и RT), а еще парой месяцев ранее исчезла страничка клана MAD. Такими темпами, к юбилею игры, от нее в сети останутся разве что (мои) воспоминания...

     Впрочем, кое-что интересное на просторах интернета всё еще попадается. Например, абсолютно случайно наткнулся на страничку клана K7. Именно на страничку, потому как она там всего одна и содержит единственную новость от 27.08.99. Кроме самой новости там можно найти ссылку на давно не работающий клановый форум... и специальное спасибо мне, за помощь в создании сайта. В свое время, я действительно помогал некоторым кланам, оптимизировать их странички, для корректного показа во всех актуальных браузерах, но в чем заключалась помощь именно по этой — не помню. Более того, я и саму эту страничку не помню. В общем, сюрприз так сюрприз.

     Ну и немного из зарубежного... На QuakeWiki выложен архивный сайт JMC's TF MapZone, с обзорами некогда новых карт. Году в двухтысячном, это был наиболее крупный и популярный сайт, посвященный картам для TF и TFC. Понятное дело, что ссылки на сами карты там сейчас уже не работают, но чисто полистать обзоры и ненадолго окунуться в атмосферу тех лет — самое то. Помню, как регулярно заглядывал на данный сайт и даже скачивал там наиболее рекомендуемые карты. Большинство из них, впрочем, слабо подходило для нужд Лиги и годилось скорее для игры на пабликах.

[sd] hunter

 

25.06.2016
Overwatch

     Ровно месяц назад состоялся релиз игры Overwatch, которую наверняка с интересом ждали некоторые бывшие или нынешние тээферы. Про ее разработку я уже как-то упоминал здесь ранее, но вкратце напомню, что это весьма вольная вариация, на тему всеми нами любимого Team Fortress, в исполнении компании Blizzard Entertainment. Действие игры происходит в относительно недалеком будущем, а общая стилистика выдержана в духе японских фантастических мультиков.

Overwatch 1

     Пока в игре четыре вида геймплея: «захват точек» (аналог игры атака на оборону из TF2), «сопровождение» (судя по всему, аналог тележек с бомбой), «захват точек/сопровождение» (гибрид первых двух, где груз надо сначала захватить, а уже потом куда-то доставить) и «контроль объекта» (очевидно, аналог «царя горы»). Как всё это реализовано в деталях я пока не видел, но думаю, что для игравших в TF2, разобраться с этим будет не проблема.
     А вот с классами, а точнее с персонажами, ситуация чуть сложнее, потому как их в игре аж 21 (двадцать одна!) штука. Каждый имеет определенные характеристики (броня, здоровье, скорость), специфический набор оружия и какие-то уникальные способности. В зависимости от всего этого, персонажи разделены на четыре (скорее всего, достаточно условные) категории: «штурм», «защита», «танк» и «поддержка».

Overwatch 2Overwatch 3

     Кстати, знакомьтесь — русский хэвигай «танк» Заря, она же Александра Зарянова, 28-и лет. Простая девушка из небольшой сибирской деревеньки, а по совместительству спортсменка, комсомолка, пауэрлифтер, бодибилдер и вообще одна из сильнейших женщин планеты. Когда ее малая родина оказалась на самом рубеже нового конфликта, девушке пришлось отложить в сторону штангу и взять в мускулистые руки лазерную пушку...
     Так же России посвящена одна из карт — «Конструкторское Бюро Вольской» (режим «захват точек»). Данное КБ занимается разработкой и производством гигантских боевых пилотируемых роботов «Святогор», благодаря которым русские противостоят восставшим машинам. Там вообще бэкграундом идет классическая история в духе «И восстали машины из пепла ядерного огня…», хотя сюжет самой игры вроде напрямую с этим не связан.

Overwatch 4Overwatch 5

     Примечательно, что игры проходят исключительно командами по 6 человек (да-да, и тут русский TF-след!). Можно ли единовременно взять два одинаковых персонажа — не знаю. Судя по их общему количеству, не исключаю, что нет... Каждому пользователю доступно несколько режимов игры, начиная с тренировочного (против ботов) и игры со случайными противниками (типа «паблик»), заканчивая дружескими и даже какими-то рейтинговыми матчами. Но тут снова без подробностей — сам не играл.
     Еще в Overwatch есть своя система наград и достижений, открывающая какие-то дополнительные возможности, в том числе и по украшению своих персонажей. Так что любители шапок (и прочих шмоток) в TF2 это точно оценят. В целом же, повторюсь, игра явно сделана по мотивам именно второго TF, будь то общая специфика геймплея, нарочитая мультяшность самих персонажей или общая позитивная атмосфера. Я бы даже сказал, что разработчики даже не особо старались прятать «уши» TF2, торчащие буквально отовсюду.

Overwatch 6

     Впрочем, как гласит народная мудрость: «Чтобы написать собственный хит, нужно взять чужой и слегка его переделать». Станет ли Overwatch таким же хитом, как ранее Team Fortress 2? Пока лично мне судить сложно. Однако, критикам новинка понравилась и их оценки, в большинстве обзоров, очень высоки. Сейчас в игре уже зарегистрировалось более десяти миллионов игроков. Да и число подписчиков основного сообщества игры ВКонтакте на днях превысило сто тысяч человек.

[sd] hunter

 

22.06.2016
20 лет Quake!

     Сегодня исполнилось ровно двадцать лет со дня выхода первого Quake. Не скажу, что являюсь большим фанатом именно оригинальной игры (будь то сингл или детмач), да и увидел я ее впервые лишь годом позже — уже осенью 1997, однако, в качестве движка для TF, она оказала весьма существенное влияние на значительную часть моей последующей жизни. А потому пройти мимо данного юбилея было невозможно, да и просто неправильно, и я поздравляю всех причастных (игравших или даже до сих пор играющих) с этой круглой и весьма внушительной датой. Ну и до кучи, парочка свежих новостей из сети, как раз на эту тему.

     Шведы из MachineGames, ранее разработавшие Wolfenstein: The New Order (2014) и Wolfenstein: The Old Blood (2015), выпустили новый эпизод для оригинального Quake. Называется он Episode 5: Dimension of the Past и включает в себя девять сингловых уровней, плюс одну карту карту для детмача. Само по себе, появление новых карт и целых эпизодов для Quake не является чем-то необычным, так как от любители рисовать и проходить оные пока не перевелись (на Quaddicted стабильно выкладывается по несколько новых карт в месяц). Однако, в данном случае, сделали всё именно профессиональные разработчики игр. Да и само название эпизода как бы намекает на его официальность. К слову сказать, MachineGames, так же как и id Software, ныне принадлежит ZeniMax Media Inc.

     Один из создателей самого Quake, John Romero так же не остался в стороне от юбилея и выложил у себя на страничке самые ранние скриншоты игры, сделанные им еще в августе 1995 года. Напоминаю, что Quake был первой по-настоящему 3D-игрой, так что смотрелось это всё тогда реально круто. Ну и, для любителей почитать по-английски, там же большой текстовый документ QUAKETALK 95 (датируемый октябрем того же года), в котором кем-то из геймеров была собрана вся, доступная на тот момент, информация о разработке игры... Походу, «цитаты из прошлого» становятся мейнстримом.

[sd] hunter

 

15.06.2016
Quake Champions

     Накануне двадцатилетия выхода первого Quake, id анонсировали новую игру серии: Quake Champions. На сколько можно понять по опубликованному ролику, речь идет о сетевом многопользовательском шутере в духе Quake III Arena, но с заметно различающимися по своим способностям персонажами.

     Сам ролик выглядит весьма кинематографично, однако есть ли в нем хоть немного реальных игровых моментов или всё это чистой воды мультипликация, остается только догадываться. Пока, достоверно известно лишь то, что игра будет сделана на том же игровом движке (id Tech 6), что и вышедший недавно DOOM.

[sd] hunter

 

27.05.2016
Всем привет!

     Получил сегодня письмо от GAS'а, внезапно заглянувшего на эту страничку и зачитавшегося новостями. А посему, передаю от него привет всем SD-шникам первотээферам.

[sd] hunter

 

20.05.2016
Горько!

Belk's wedding

     Как можно догадаться по данной фотке, Belk женился. Навесту зовут Юля. Искренне рад за молодоженов. Никогда не умел говорить свадебные тосты, так что просто поздравляю от всей души. Ну и от имени клана SD, хе-хе.

[sd] hunter

 

16.05.2016
DOOM

     Давно не слежу за новинками игровой индустрии, а потому новый DOOM стал для меня полной неожиданностью. Как оказалось, выходу данной игры предшествовала целая «санта-барбара». Впервые Кармак упомянул о продолжении серии еще летом 2007, а в мае 2008 появился уже официальный анонс. Однако, вся последующая разработка как-то особо не афишировалась. За это время самих id успели купить ZeniMax Media (2009), и уже под их крылом был выпущен совершенно иной по своему сюжету и геймплею Rage (2011). И лишь после этого все силы вновь были брошены на Doom 4. Однако, в итоге «что-то пошло не так» и «получилась фигня полная», которую даже не стали никому показывать. Более того, в 2013 году Кармак вроде как покинул фирму, потом вроде как не покинул, потом все-таки покинул или, как минимум, ушел из ее руководства. В 2014 разработкой игры (уже именуемой просто DOOM) занялись по-новой и теперь она вышла при его участии всё того же Кармака.
     Как оказалось, ролик с демонстрацией игрового процесса был опубликован еще год назад. Понятное дело, что я его благополучно пропустил и удосужился посмотреть только сейчас. Ну, что сказать? Выглядит всё значительно привлекательнее, чем в Doom 3 (в который даже играть желания не возникло). На уровнях куда больше открытого пространства и всевозможных «красивостей», да и сами уровни выглядят значительно разнообразней. Что, впрочем, не удивительно, с учетом разделяющего обе игры десятилетия. Кстати, DOOM стала первой игрой фирмы на новом движке id Tech 6 (Doom 3 был еще на id Tech 4). Движок этот, в определенном смысле, инновационный, потому как использует ряд совершенно новых технологий, включая Sparse Voxel Octree. То есть геометрия объектов теперь имеет не полигональную, а воксельную структуру. Воксель — это такой объемный пиксель, если кто не в курсе.
     Что же непосредственно до геймплея, то показан в ролике был преимущественно расстрел стоящих или внезапно появляющихся (прямо посреди помещений) монстров, явно не отличающихся «умом и сообразительностью». Как говорится, в «лучших» традициях жанра. Разве что способы уничтожения противника разнообразили эдакими «фаталити», для добивания раненных, а в процесс прохождения уровней внесли небольшие элементы квеста. Честно говоря, всё увиденное оставило смешанные чувства. С одной стороны, классический олдскульный шутер, с другой — видали мы игры и поинтереснее... Не исключаю, что за прошедший год геймплей все же существенно доработали. Так что данная заметка посвящена не столько критике новой игры, сколько самому факту выхода оной. Кстати, отсутствие в ее названии каких-либо цифр недвусмысленно намекает на модный нынче «перезапуск серии».

[sd] hunter

 

26.04.2016
Старейшая клановая страничка

     Набрел как-то на страничку австралийского клана PnP, в рядах которого числятся известные даже у нас в стране тээферы, будь то мапмейкер bliP или любитель акул и фридайвинга mr.cann. Впрочем, речь сейчас вовсе не о них. Дело в том, что клан этот фактически наш ровесник. Образован он был в октябре 1997 года (тогда же, когда мы перешли на TF), изначально играл в QWTF, потом в CS и Q3F, а уже после всего в TF2. Играет ли он во что-либо сейчас, сказать сложно, потому как результаты игр на страничке уже давно не обновлялись.
     Собственно, самая последняя новость там датируется 2013 годом и гласит: «Clan PnP website is the longest running online gaming clan website in the world. If you dispute this truth, then provide evidence. If you do, we will smack you down with facts. All you can do is: Accept.». Надо отметить, что существующая страничка была создана создана лишь в сентябре 2000 года и никакой конкретики о первых годах жизни клана не содержит. В общем, был сильный соблазн потроллить ребят и разместить у них в комментариях ссылку на SD, но я все же пересилил себя и не стал расстраивать антиподов.

[sd] hunter

 

19.04.2016
В дополнение...

     Попалось в сегодняшних газетных новостях... Не про TF, конечно, да и не про игры вовсе, но возможно кому-нибудь будет интересно, в контексте того материала, что был опубликован здесь в октябре прошлого года. Так сказать, в качестве небольшого дополнения к оному.
     «В США состоялась юбилейная, сотая, церемония вручения Пулитцеровской премии, которая считается высшей наградой в области журналистики. Ее обладателей определяет комиссия авторитетных экспертов в составе 25 человек. Премию учредил глава Школы журналистики Колумбийского университета Джозеф Пулитцер. Первая церемония прошла в январе 1917 года.
     В этом году в числе прочих лауреатом в жанре «новостная фотография» стал россиянин — фотограф Сергей Пономарев. Ему вручили Пулитцеровскую премию в составе группы четырех репортеров The New York Times и Reuters. Эти фотографы удостоены почетной награды за серию снимков о беженцах, которые наводнили европейские страны. Ранее Пономорев получал престижную международную премию World Press Photo.» © rg.ru

[sd] hunter

 

12.04.2016
Забытая дата

     Весной 1998 тээферская тусовка города Москвы, массово устремилась в компьютерные клубы, начавшие открываться в городе. Ведь только там появилась возможность играть командами, при равных и одинаково хороших условиях (в инете-то большинство играло с модемов, с нестабильными пингом сильно за сотню, да и уровень железа у всех был разный, так что о сколь-нибудь серьезных матчах, без вылетов и подвисаний, приходилось только мечтать). Что сразу же дало ощутимый толчок клановой активности и развитию спортивной составляющей самой игры.
     7 марта прошел «Всероссийский турнир по TF» организованный клубом MTF. Это был первый подобный клубный турнир, да и просто самый первый турнир по TF у нас в городе. Каких-то единых и общепризнанных правил на тот момент не существовало, так что за основу был взят «питерский» вариант, с командами по шесть человек. Причем, играть пришлось под непривычным, для большинства москвичей, Lan-TF (предварительно установить на компы QW и запустить выделенный сервер, оказалось для админов клуба не решаемой технической проблемой).
     Следующий турнир состоялся ровно месяц спустя — 5-6 апреля, в другом новом клубе — «Боевой топор». Сами матчи проходили уже под QWTF, но общий формат проведения игр было решено оставить прежним, как наиболее удобный и адекватный. Для игр в «европейском» формате (12х12 и более) у большинства кланов просто не хватило бы игроков, да и межбазовой аркады при таком раскладе получалось ощутимо меньше. Количество компов в самом клубе тоже сыграло не последнюю роль, ведь их там было ровно 24, включая админский.
     Еще один турнир, по аналогичным правилам, прошел в «Боевом топоре» 23-24 мая. Именно на нем мы дебютировали как команда, пусть и не слишком успешно... Закрыл серию «Чемпионат по Mini TF» (4х4), проведенный там же 11 июля. Такой «усеченный» формат позволил компенсировать отсутствие в городе части клановых игроков (разъехавшихся на лето) и проводить больше игр одновременно... Ну, а уже осенью активно заработала Лига, и о больших турнирах все на время забыли. На этом историю данного исторического периода можно было бы считать полной, если бы не одно но...

Orki's Champ '98

     Да, в апреле 1998 года в Москве проводился еще один турнир по TF, стоявший несколько особняком от всех вышеперечисленных, а потому не столь известный и ныне благополучно забытый. Речь идет о «Всероссийском чемпионате по Quake, TF, Quake2», состоявшемся 11-12 апреля в клубе «Orki». Сам клуб был вроде как первым, из открытых в городе, и уж точно самым большим и популярными на тот момент. Впрочем, именно по этой причине, компы там были постарше и послабее, мониторы поменьше, а клавиатуры и мыши более разбитыми.
     В первый день данного чемпионата шли соревнования по Quake, во второй — по Quake 2, ну а ночь между ними как раз и была посвящена TeamFortress. Возможность принять участие в данном мероприятии нами рассматривалась, однако перспектива вновь играть под Lan-TF, на маленьких мониторах и разбитых мышах, не слишком впечатлила и мы предпочли вновь поехать в «Боевой топор», дабы поиграть там в более комфортных условиях. Тем более, что никто из знакомых тээферов в «Orki», на следующую ночь, также не собирался.
     Меж тем, заявленный ночной чемпионат по TF там действительно состоялся. Более того, в нем приняло участие порядка восьми команд. Примечательно, что список оных вообще не пересекался с тем, что был неделей ранее в «Боевом топоре». Да и к нам в Лигу, вроде, никто из них потом не записался... А вот демосовская тусовка на турнире все же присутствовала, пусть и в виде сборной команды. Если не ошибаюсь, туда ездили Smolniy и konsul, как раз и делившиеся после подробностями на IRC.
     Скорее всего, небольшой отчет, о прошедших играх с результатами оных, тогда был размещен на сайте клуба, а может и в новостях или на форуме Demos'а. По крайней мере, полный список участвовавших команд я тогда точно где-то видел... Понятное дело, что за давностью лет, найти в сети хоть какие-то подробности сейчас уже нереально, однако небольшой анонс самого турнира сохранился на питерском новостном сайте 3ABXO3'а, скриншот с которого и размещен выше. Не густо, конечно, но хоть дата мероприятия для истории осталась.

[sd] hunter

 

20.03.2016
Солдатики 3

     Такие вот солдатики, а вернее даже плюшевые куклы, были обнаружены мною в каталоге, уже неоднократно упоминавшейся здесь ранее, фирмы Neca. В продажу они поступили еще в сентябре 2012, но до сих пор доступны в некоторых зарубежных интернет-магазинах, по цене около 25$. Судя по всему, изначально планировался полный набор персонажей, но в итоге дальше красных скаута и пиро дело не пошло.

TF2 Scout PluchTF2 Pyro Pluch

     В сети можно найти фотки, с какой-то выставки того же 2012 года, где рядом с ними висит еще и красный солдат, но в продаже я его не встречал. Заявленный размер игрушек 13 дюймов, то есть порядка 33 сантиметров. Честно говоря, для своего размера, они выглядят... не то, чтобы совсем уж халтурно или страшновато, но всё же несколько специфически. С другой стороны, это пока первые и последние плюшевые тээферы, выпускавшиеся серийно.

[sd] hunter

 

11.03.2016
TF2 и лиги...

     Периодически вспоминая о QWTF в контексте «вот, время летит...», о возрасте TF2 как-то особо не задумываешься. А ведь и этой игре уже восемь с половиной лет. Некоторые игроки нашей команды за эти годы успели не только жениться и обзавестись детьми, но и отправить последних в школу. Впрочем, далее речь пойдет всё же не о них, а о самой игре... Надо отметить, что для своего возраста TF2 выглядит вполне бодрячком. Регулярно выходят какие-то обновления с новыми картами и оружием, да и сервера пока не пустуют. А вот с кибер-спортивной его составляющей уже давно не всё гладко, особенно в нашей стране.
     Основной пик популярности всевозможных лиг, кубков и турниров у нас пришелся на первые пять лет, а вот далее всё довольно резко пошло на спад. Помнится, еще года три назад пытался найти хоть какое-нибудь подобие отечественной лиги. Увы, безуспешно — всё было давно заброшено организаторами или загнулось само. Более того, многие, некогда известные, тематические порталы не обновляются года с 2011 или 2012, а самым свежим сообщениям на их форумах уже по паре лет.
     Впрочем, сомнений в недолговечности большинства российских TF2 лиг у меня не было изначально. Благо, что все грабли «сезонно-дивизионной» схемы первотээферы по достоинству оценили еще в 1998-1999 годах и более на них не наступали. Да и само по себе полное копирование Европейской Лиги, при условии ее доступности большинству отечественных кланов, было заведомо проигрышной идеей. Понятное дело, что интерес к ничем не примечательной отечественный копии всегда будет меньше, чем к зарубежному оригиналу.
     Говоря об этом сейчас, я вовсе не демонстрирую великую силу «заднего ума». Потому как всё это я подробно и терпеливо объяснял организаторам самой первой отечественной TF2 Лиги, когда она только-только формировалась. Слушать меня тогда, к сожалению, никто особо не стал (зачем думать своей головой, если можно просто сделать «как в Европе»?), так что далее произошло именно то, что и должно было произойти. Понятное дело, что на первом этапе всё неплохо держалось просто за счет популярности самой игры и постоянного притока новых игроков и кланов, но как только последний пошел на спад, все лиги сразу же и посыпались.
     Надо отметить, что аналогичные проблемы испытывала и сама ETF2L — наиболее активная и представительная лига Европы (а то и всего мира). Понятное дело, что за счет общего количества команд (на каждый сезон даже сейчас записывается порядка 200 кланов), эти проблемы были не столь критичны, но и совсем уж не замечать их было сложно. Так, еще года три назад, процент дропов (к концу очередного сезона) стабильно достигал почти четверти от изначального числа заявленных команд, а в некоторых подгруппах и вовсе превышал половину.
     В минувшем году, на страничку вышеупомянутой лиги я особо не заглядывал, а потому обнаруженное там сейчас стало для меня некоторым сюрпризом. Как оказалось, пару сезонов назад Лига таки изменила свои правила. И вместо 40 с лишним дивизионов по 6-8 кланов в каждом, команды просто разделили на четыре независимых группы, по уровню (Tier) их игры: Premiership (8 команд), High (~30 команд), Mid (~50 команд) и Open (~100 команд). Причем, сыграть за сезон нужно всего 7 игр, против любых (разных) команд своего уровня. После чего кланы, набравшие максимальное число очков, играют в плей-офф.
     Таким образом, активные команды всегда могут найти себе свободного противника, а потерявшие желание играть в середине сезона — сильно не обломают этим всех остальных. По сути, это эдакая смесь свободного ладдера (в плане выбора оппонента), сезонной системы (с обязательной игрой раз в неделю, на заданных в расписании картах) и турнира (по олимпийской системе) в финале. То есть примерно то, о чем я когда-то давно и говорил, как о наиболее перспективном и жизнеспособном варианте для будущей RTF2L... Хех, забавно.
     Кстати, как раз сейчас очередной (23-й) сезон Европейской Лиги подходит к своему завершению. Все еженедельные игры уже сыграны и скоро должен начаться этап плей-офф. Честно говоря, давно не следил за матчами топовых команд, потому слабо себе представляю, кто нынче таковыми является (как у нас в стране, так и во всей Европе). Да и сами по себе названия подавляющего большинства нынешних кланов мне уже ни о чем не говорят. Потому далее ограничусь лишь краткой информацией об играх наших соотечественников.
     На уровне Premiership сейчас таковые вообще не представлены, так что тут спокойно проходим мимо. А вот в High на первом месте по очкам как раз наши B@GSER FIVE. Там же на седьмом месте (чуть-чуть не дотянув до выхода в плей-офф) Red Bearzzz. В уровне Mid была заявлена всего одна наша команда — Fantastic Six, ныне расположившаяся ровно в середине списка. Ну, а в Open я насчитал аж 12 русских команд, три из которых (Aspiration, Suspense и Under the uber) прошли в плей-офф (там это первые 16 команд). Никого из вышеперечисленных не знаю, но всё равно желаю им удачи.

[sd] hunter

 

26.02.2016
Солдатики 2

     В продолжение темы солдатиков TF2, представляю вам продукцию фирмы Gaming Heads. Это уже не шарнирные игрушки, а большие статичные коллекционные фигуры. Заявленная высота каждой равна 12 дюймам, то есть примерно 30 сантиметрам. Цена, правда, тоже соответствующая: 220-230 долларов за стандартную комплектацию и 235-270 за эксклюзивную. Разница в комплектации зависит от класса персонажа. Например, у хевика отличается пушка и есть дополнительная сменная голова, у инженера добавлена сентри и сменная механическая рука.

TF2 Gaming Heads

     Как можно догадаться по фото, полный набор персонажей не сделали и здесь. Точнее говоря, их существует всего пять: хевик, снайпер, солдат, медик и инженер. Зато каждый из них предлагается сразу в двух цветах и в двух вариантах исполнения. Если не обращать внимания на цены (особенно кусающиеся, с учетом нынешнего обменного курса), то фигурки весьма прикольные. Вот только с их пропорциями или масштабом производители явно напортачили — хэвик у них какой-то совсем мелкий вышел, на фоне остальных, да и солдата рослым не назовешь.

TF2 GH HWGTF2 GH ENG

     Впрочем, по отдельности персонажи смотрятся действительно хорошо и я искренне сомневаюсь, что у кого-нибудь возникнет желание «собрать их все». Даже если забыть про стоимость, то всё равно не очень понятно, куда их потом ставить — они ведь даже в стандартную книжную полку не влезут... Но если кто-то решится на покупку, на сайте производителя пока доступны почти все из возможных вариантов комплектации. Там же, кстати, можно поглядеть более детальные и качественные фотки каждого из них.

[sd] hunter

 

11.02.2016
Фильм, фильм, фильм!

     В подтверждении тезиса о том, что новости порой появляются сами собой, Vadrigar неожиданно прислал ссылочку на видео, датированное аж 1999 годом, но выложенное в сеть буквально три недели назад. На сколько я понимаю, записал его (и ныне опубликовал) игрок с ником Smanik. Честно говоря, не знаком с ним (ни лично, ни виртуально), так что более подробной инфы дать пока не могу. Собственно, само полуторачасовое видео посвящено турниру по Lan TF, проходившему в питерском клубе «Сетеборец» летом девяносто девятого. Мероприятие было весьма представительным и, кроме местных команд, в нем приняли участия гости из Москвы, Череповца и Харькова. А потому, среди множества игроков, лица которых мне абсолютно незнакомы, в кадр периодически попадают представители UT и ET, в том числе и позднее/ранее успевшие поиграть за SD. Отдельно можно отметить Jabbar'а, в нашей первой (еще белой, с электрическим стулом на спине) клановой футболке... В общем, не слишком динамичный, но весьма ценный для истории отечественной TF-тусовки видеоряд.

     Как оказалось, данное архивное видео далеко не единственное, из недавно выложенных автором. Так же можно посмотреть ключевую игру второго сезона лиги CTFL, состоявшуюся в апреле 1999 года. CTFL — это, как я понимаю, Череповецкая ТФ Лига, а непосредственно в кадр попали кланы BaD и Alliance, присутствовавшие и на видео с питерского турнира... Ну и из совсем древнего, еще один турнир в Питере. На этот раз, состоявшийся в октябре 1998 года в клубе «Новак». Это часовое видео я пока внимательно не смотрел, но судя по всему, там были представлены только Питер и Череповец. Потому для москвичей оно представляет интерес скорее общеисторический. В любом случае, спасибо автору за то, что он все это запечатлел, сохранил и ныне выложил. Ну и Vadrigar'у, за то что не прошел мимо и своевременно поделился инфой.

     P.S.: А видео с московских турниров у кого-нибудь сохранились? Точно же были такие, хоть и не столь продолжительные по хронометражу.

[sd] hunter

 

20.01.2016
Лучше поздно...

     Подумал я, подумал... да и купил себе солда из TF2. Что называется, в качестве подарка на день рождения... Благо, что нашел оного почти в два раза дешевле, чем недавно видел в ЦДМ, а пункт выдачи интернет-магазина оказался буквально через дорогу...

TF2 Soldier

     Как можно понять по стикеру на упаковке, кроме фигурки солдата и арсенала оружия, в комплект входит еще и карточка с кодом, на получение какой-то специальной шмотки в самой игре. Вроде бы это очередная шапка, но подробнее пока не разбирался... Кстати, если вдруг кому такую фигурку надо — обращайтесь. Пока они еще в магазине остались.

[sd] hunter

 

17.01.2016
Внезапно

     На днях John Romero сообщил о выпуске нового уровня для Doom. Именно для оригинальной игры, разменявшей уже третий десяток. Видать, не одного меня тянет порисовать что-нибудь для игр из далекого прошлого. Хотя, в его случае, резонанс, конечно, явно поболее будет...

Doom

     Да, если вдруг кому нужен сам уровень, скачать его можно тут.

[sd] hunter

 

11.01.2016
Солдатики...

     Гуляя на каникулах в центре города, зашли в обновленный ЦДМ. Чисто на смотровую подняться, да погреться и перекусить малость. Попутно прошлись по отделу игрушек, где среди фигурок всевозможных героев комиксов «Марвел» и вновь актуальных «Звездных войн» обнаружился шарнирный солдат из TF2. В принципе, достаточно забавная игрушка, на которую я давно поглядывал. Однако, цена в три тысячи рублей показалась мне «как-то дофига». К слову сказать, летом мною там же был замечен хэвик, но и его цена тогда мне показалась «несколько завышенной». Нынешний ЦДМ вообще крайне не дешевое место, если сравнивать его с другими детскими магазинами.

     Через несколько дней, я вспомнил про солда и решил глянуть цены на ebay. К моему удивлению, средний ценник на подобные фигурки ныне варьируется там в районе 5-6 тысяч рублей. Не исключаю, что продавцы оных совсем уж бессовестно барыжат, потому как отдельные экземпляры все же попадаются и по цене менее полутора тысяч (даже по нынешнему грабительскому курсу). Однако, с учетом не самой дешевой доставки из Штатов, в итоге получается «шило на мыло» и проще выходит купить у нас. Вот только желающим собрать их всех (как призывает надпись на упаковке), это явно вылетит в копеечку... Впрочем, целую команду собрать и не получится. Потому как изготовлено было лишь шесть фигурок из девяти. По крайней мере, соответствующих изображений медика, снайпера и скаута мне не попадалось даже в виде эскизов.

TF2 Neca

     Фигурки выпущены достаточно известной фирмой Necа, специализирующейся как раз на подобной сувенирно-игровой продукции. Так что если вы увидите на полках магазинов игрушечных персонажей фильмов «Чужие», «Хищник» или «Терминатор», то скорее всего они будут именно ее производства. Кроме персонажей культовых фильмов, фирма выпускает и фигурки по не менее культовым играм, в число которых заслуженно попал и TF2. Как я уже говорил выше, пока изготовлены были лишь шесть персонажей из девяти, каждый из которых предлагается в двух цветах. Производились они в 2013-2014 годах и изначально стоили на ebay в пределах 25$. Тираж каждой фигурки, на сколько мне известно, составил десять тысяч. И, судя-по всему, основная его часть уже благополучно распродана... Хорошо иллюстрированные обзоры каждой фигурки можно найти на сайте Preternia, откуда я и позаимствовал данную «групповую фотку», а именно на: демомана, пиро, хэви, солда, спая и инженера.

[sd] hunter

 


Архив новостей
e-mail